Покупка оригинальных запасных частей "Мазда" (Mazda) у нас позволяет экономить до 20% стоимости ТО у любого официального дилера!

Подробнее...
 
Главная arrow Наш видеоканал arrow И снова про диагностику двигателя

И снова про диагностику двигателя.

minilogo.jpgСегодняшний рассказ о некоторых аспектах компьютерной диагностики двигателя автомобиля.
Компьютерная диагностика двигателя базируется на системе бортовой диагностики, так называемой OBD, или для Европы EOBD системах.
Эти системы, согласно действующему законодательству, должны быть встроены в блок управления двигателем вашего автомобиля для контроля его компонентов, влияющих на загрязнение окружающей среды. Другими словами, законодатель принимает Евро 3, 4, 5, ужесточая требования по выбросам СО, СН, NOx, а производитель обязан их обеспечить коструктивно и контролировать превышение при помощи OBD системы.

Именно она зажигает индикатор неисправности двигателя CHECK ENGINE, (он же Джеки Чан, он же желтенький вертолетик), и сигнализирует водителю, что какой-то из компонентов системы управления неисправен и его автомобиль превышает допустимые уровни выбросов.

Пределы допустимые для выбросов отработанных газов
Ну, а раз так, может не обращать на индикатор внимание -превышение выбросов, подумаешь? Но не все так просто. В большинстве случаев, при возникновении неисправности (ошибки) блок управления соответственно реагирует, переходя в отказобезопасный режим работы. И вы можете отметить, что расход бензина при зажигании индикатора увеличился, разгонная динамика упала, значит OBD включила режим медленного осторожного движения.
Как правило, владелец с горящим "чеком" грешит на заправку плохим бензином. И его догадка часто для него имеет визуальное подтверждение. Индикатор через какое-то время тухнет сам. Потом, вдруг, опять загорается. Ну, что время ехать на диагностику?


Управляет индикатором, как я уже сказал система бортовой диагностики. Когда вы заводите двигатель своего автомобиля, OBD запускает диагностические прграммы - мониторы, которые ищут возможные неисправности в элементах систем двигателя. Эти мониторы делятся на мониторы постоянного действия, которые длятся весь цикл езды от момента заводки двигателя до его остановки, и мониторы периодического действия. Периодические проверяют систему или элемент с перерывами, как правило один раз за цикл езды, когда автомобиль выходит на необходимый для их включения режим работы. Если условий для выполнения монитора не возникает (скорость не та, нагузка, температура двигателя, температура за бортом, уровень топлива в баке и др.), он не запускается. Последовательность запуска мониторов определяется OBD системой. При фиксировании монитором ошибки (неисправности), в зависимости от ее приоритетности, он может зажечь индикатор сразу, в иных случаях запоминается "висящая", как мы ее называем, ошибка, и индикатор загорится во второй ездовой цикл, при ее подтверждении. Если она не подтверждается, висящий код неисправности стирается. Код ошибки, зафиксированный в памяти блока (подтвержденный), при восстановлении работоспособности элемента (параметры вернулись к нормальным показаниям), будет стерт из памяти через 40 циклов прогрева двигателя, а индикатор погаснет на четвертом ездовом цикле. В зависимости от типа автомобиля условия для активации MIL и запоминания неисправностей могут несколько меняться.



Следует сказать, что общее число ошибок, фиксируемых блоком управления, напрмер в Мазда СХ-5, свыше 160-ти. Каждая из них имеет свою логику и условия обнаружения. Поэтому определить по включению/выключению лампы индикатора причину неисправности - удел экстрасенсов. За исключением, быть может, пропусков зажигания. Часто на форумах происходит обсуждение причин включения индикатора, что ничего кроме улыбки вызвать не может.

Ну, так как с ним бороться, с этим Джеки Чаном. Решение известно многим - отключить отрицательную клемму аккумулятора. Как говорил датский профессор Хансен из Осеннего марафона:" Всего и делов - то". Радикально. Да, при этом из памяти блока стираются все накопленные ошибки. Вместе с ними стираются данные адаптивной памяти, коэффициенты корреции подачи топлива, и настройки узла электронной дроссельной заслонки. Поэтому после отключения требуется выполнить обучение адаптивной памяти и инициализировать (обучить) дроссельный узел. Без этого большая часть мониторов никогда не запустится, а обороты холостого хода могут стать неустойчивыми (плавать), и при сбросе газа двигатель может глохнуть. Хотя допускаю, что кому-то отключение мониторов и было необходимым. На автомобилях с системой i-stop (старт-стоп) отключение клеммы предусматривает целую процедуру инициализации системы с подключением диагностического прибора. Кроме того, инициализируется система контроля давления в шинах. И теперь, вооруженные этими знаниями, вы можете смело снять эту клемму. Или не снимать.



Так с чего начинается диагностика? Вы уже поняли, она начинается с запуска вами двигателя, а продолжается на диагностическом участке сервиса или в гараже. Про гараж я совершенно без иронии, если он имеет оборудование, документацию, знания и опыт. Иной гараж фору даст официальному дилеру. Какая тут ирония.
Театр начинается с вешалки, диагностика с расспроса клиента: что?где?когда? и т.д. Важно понимать симптоматику проблемы. Без этого приступать к практической диагностике не правильно.

окно диагностики Mazda IDS
Начальный этап - сканирование/считывание кодов ошибок. Из извлеченных ошибок приоритет отдается ошибкам, имеющим отношение к симптому, заявленному клиентом и критическим ошибкам.Тем, которые могут повлечь серьезные последствия, например к 300-м - пропускам зажигания. Пропуски зажигания опасны не вибрацией и потерей мощности, а тем, что несгоревшее топливо догорает в каталитическом нейтрализаторе отработавших газов, резко повышая его температуру, что приводит его в негодность, а иногда и автомобиль. Представьте, что вы сидите над раскаленным кузнечным горном. Представили? Так что, если индикатор CHECK ENGINE горит постоянно, или хуже-мигает, и налицо признаки троения двигателя, у вас серьезная проблема. Эксплуатация такого автомобиля запрещена.

 Каждая ошибка имеет свою диагностическую карту - перечень последовательных операций для определения неисправного элемента. Так, упомянутая мною ошибка Р0300 - общие пропуски зажигания, для того же СХ-5, предусматривает выполнение 31 последовательной проверки. Здесь и система управления двигателем с различными датчиками, системы зажигания и топливоподачи, работа муфт изменения фаз ГРМ, подсос воздуха, попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания, компрессия. А венчает этот перечень установка заведомо исправного блока управления двигателем. И когда вы спрашиваете: "Сколько будет стоить диагностика?" - уверенно можно ответить о начальном этапе, о считывании кодов и проверки параметров работы датчиков. На текущий момент - это 840 рублей. А дальше...На практике оговариваются предел суммы и работы наиболее перспективные с точки зрения результата. И в этом смысле мы нарушаем предписанный Мазда порядок. Главное не нарушать логику проверки отдельно взятой системы. К примеру, по опыту мы знаем, что если на той же Мазда СХ-5 зафиксированы пропуски зажигания и ошибка на бедную смесь, то первым делом следует проверять элементы топливной системы, а конкретно форсунки. Системы зажигания и управления в данном случае вторичны. На самом деле это выгодно и нам и клиенту. Почему нам? Доверие клиента, репутация, лояльность, которые дороже сиюминутной выгоды. Иногда, в силу предвзятого отношения к сервису, как к месту, где разводят и впаривают, клиент заявляет, что платить за наши эксперименты не намерен, а заплатит только за работы, давшие результат. Такой подход заводит обе стороны в тупик. Отчасти сегодняшний разговор - это попытка объяснится со скептиками и людьми сомневающимися. Человек, посвященный в эту нашу техническую закулису, в подавляющем большинстве случаев адекватно реагирует на предложеную схему диагностики и ремонта.



Ну,а что делать, если симптом неисправной работы есть, а кодов ошибок нет? В этом случае используются диагностические карты отработки неисправности по симптому, так называемый ТРАБЛ ШУТИНГ. Там тоже перечень операций. В основном связанные с теми элементами, отследить работу которых блок не в состоянии. Проверяются также параметры работы датчиков системы управления в режиме он-лайн. Анализируются результаты тестов диагностического контроля мониторов в 6-м режиме. Надо сказать, что диагностический прибор IDS/M- MDS, который используем как мы, так и официальные дилеры, весьма эффективное средство диагностики, если к нему приложены грамотная голова и опытные руки. Кроме диагностических возможностей прибор позволяет обновлять програмное обеспечение блоков, осуществлять, так называемую перепрошивку, устанавливать новые блоки управления, регистрировать новые ключи с чипом иммобилайзера и ряд других технологических возможностей. Программа самого прибора обновляется раз в три месяца, поэтому мы можем обслуживаить самые "свежие" автомобили.



 Если наш рассказ и видео понравились, подписывайтесь на наш канал Ниппон Сервис на YouTube
 
« Пред.   След. »
Страница сгенерирована за 0.075526 секунд