Mazda: мониторинг топливной системы
Как работает мониторинг системы топливоподачи
Мониторы
• Так называемые мониторы – это диагностические программы, выполняемые PCM для обнаружения неисправностей в системах и элементах, связанных с выбросами вредных веществ в отработавших газах. В бензиновых двигателях Mazda используются мониторы непрерывного действия и периодического действия.
• Мониторы непрерывного действия работают постоянно, т.е., правильное функционирование системы/элемента проверяется постоянно в течение цикла езды.

X: Время
Y: Скорость автомобиля
1. Запуск двигателя
2. Выключение двигателя
3. Монитор работает
4. Монитор не работает
• Мониторы непрерывного действия активируются после запуска двигателя и работают, пока двигатель не будет выключен.
• Если контроль выполнен, а никакого сбоя не произошло, монитор отключается. В результате, возникновение сбоя в системе/элементе после отключения монитора будет обнаружено только во время следующего цикла езды.
• Если сбой обнаруживается в фазе контроля, рассматриваемая система/элемент и монитор выключаются до начала следующего цикла езды. В случае, если сбой влияет также и на работу других мониторов, они также отключаются. Таким образом, запоминание последующих неисправностей не допускается.
Монитор топливной системы
Адаптивная стратегия подачи топлива использует датчики кислорода для обратной связи по топливу. Уравнение расчета топлива включает модификаторы краткосрочной и долгосрочной топливной коррекции:

Где:
Масса топлива = требуемая масса топлива
Масса воздуха = измеренная масса воздуха, полученная с датчика массового расхода воздуха (MAF)
SHRTFT = Краткосрочная топливная коррекция, рассчитанное значение
LONGFT = Долгосрочная топливная коррекция, полученное табличное значение, сохраненное в энергонезависимой памяти (KAM)
EQUIV_RATIO = Требуемое соотношение эквивалентности, 1.0 = стехиометрическая смесь, > 1.0 — бедная смесь, < 1.0 — богатая
14.64 = Стехиометрическое соотношение для бензина
Обычный датчик кислорода (не широкодиапазонный) может показывать только, является ли смесь более богатой или более бедной, чем стехиометрическая. В режиме замкнутого контура работы системы с обратной связью значения краткосрочной коррекции топлива рассчитываются блоком управления двигателем (PCM) на основе данных датчика кислорода для поддержания стехиометрического соотношения воздух/топливо.
PCM постоянно корректирует краткосрочную коррекцию топлива, что приводит к переключению напряжения датчика кислорода с богатой на бедную смесь в районе стехиометрического значения. Пока краткосрочная коррекция топлива способна вызывать переключение напряжения датчика кислорода, поддерживается стехиометрическое соотношение воздух/топливо. При первоначальном переходе на режим замкнутого контура подачи топлива SHRTFT запускается с 1,0 и начинает добавлять или вычитать топливо, чтобы датчик кислорода переключился из текущего состояния.
Если сигнал датчика кислорода, отправляемый в PCM, превышает 0,45 В, PCM считает смесь богатой, и SHRTFT сокращает длительность импульса форсунки. Когда топливовоздушная смесь в цилиндре воспламеняется с использованием новой длительности импульса форсунки, выхлопные газы содержат больше кислорода. Теперь, когда выхлопные газы проходят через кислородный датчик, напряжение опускается ниже 0,45 В. PCM считает смесь бедной, и SHRTFT удлиняет длительность импульса форсунки. Этот цикл продолжается до тех пор, пока топливная система работает в режиме замкнутого контура.

По мере старения или иного изменения компонентов топлива, воздуха или двигателя в течение срока службы автомобиля, адаптивная стратегия управления топливом запоминает отклонения от стехиометрии при работе в режиме замкнутого контура. Корректировки учитываются только во время работы в режиме замкнутого контура и сохраняются в PCM как значения долгосрочной коррекции топлива (LONGFT). Они могут быть сохранены в таблице 8x10 об/мин/нагрузка или как функция массы воздуха. Значения LONGFT запоминаются только тогда, когда значения SHRTFT вызывают переключение кислородного датчика. Если среднее значение SHRTFT остается выше или ниже стехиометрии, PCM «запоминает» новое значение LONGFT, что позволяет значению SHRTFT вернуться к среднему значению около 1,0. Значения LONGFT хранятся в активной памяти как функция массы воздуха. Значение LONGFT, отображаемое на сканирующем приборе, используется для текущего рабочего состояния.
По мере того, как компоненты продолжают выходить за пределы нормальных пределов или возникает неисправность, значения долгосрочной коррекции топлива достигнут калибруемого предела обогащения или обеднения, при котором адаптивная стратегия управления топливом больше не сможет компенсировать дополнительные изменения топливной системы. Коррекции долгосрочной коррекции топлива на своих предельных значениях в сочетании с калибруемым отклонением краткосрочной коррекции топлива указывают на неисправность топливной системы с богатой или обедненной топливовоздушной смесью.
(Коды неисправности:
P0171, ряд цилиндров 1, бедная смесь, P0174, ряд цилиндров 2 (V-образные двигатели) бедная смесь.
P0172, ряд цилиндров 1, обогатая смесь, P0175, ряд цилиндров 2 (V-образные двигатели), богатая смесь)
Обратите внимание, что в PCM как долгосрочная, так и краткосрочная коррекция топлива являются множителями в уравнении длительности импульса подачи топлива. Сканирующие приборы обычно отображают коррекцию топлива в виде процентных сумматоров. Если бы коррекция не требовалась, сканирующий прибор отображал бы 0%, даже если PCM фактически использовал множитель 1,0 в уравнении длительности импульса подачи топлива.
Регулировка состояния топливовоздушной смеси в переходных режимах работы двигателя происходит вне контура системы с обратной связью, по картам составов смеси, которые настроены так, чтобы регулировка состояния смеси зависела от оборотов и нагрузки на двигатель. При этом РСМ обращается к топливной карте в микропроцессоре и считывает с нее значение длительности электрического импульса на форсунку. Для каждой из множества возможных комбинаций обороты/нагрузка в топливной карте есть конкретное значение длительности электрического импульса.
Помощь в диагностике неисправностей системы управления двигателем Mazda можно получить, записавшись по телефону: +7(495) 001-05-21, обсудить проблемы с вашим а/м можно в нашем чате: Ниппон Сервис Chat.