Система векторного контроля ускорения (GVC) Mazda
SKYACTIV-ная динамика автомобиля ‒ дальнейшее развитие философии Jinba-Ittai в системе GVC
SKYACTIV - это общий термин, обозначающий технологию Mazda, разработанную в соответствии с Концепцией устойчивого развития Zoom-Zoom, обеспечивающую клиентам удовольствие от вождения, а также отличные экологические характеристики и безопасность автомобилей.
Технологии SKYACTIV-VEHICLE DYNAMICS, входящие в серию SKYACTIV, обеспечивают интегрированное управление двигателем, трансмиссией, шасси и кузовом, чтобы усилить ощущение Jinba-Ittai в автомобиле: ощущение единства между автомобилем и водителем, которое отличает автомобили Mazda от других.
Mazda всегда стремилась к плавному переходу между перегрузками, возникающими при торможении, поворотах и ускорении автомобиля, считая это важным элементом Jinba-Ittai. Ощущение от реализации такого подхода в Mazda называют чувством динамического комфорта. В сочетании с последовательной обратной связью и реакцией на работу тормозов, рулевого колеса и акселератора, такие технологии позволяют водителю легко и точно управлять автомобилем.
Первая технология в серии - SKYACTIV-VEHICLE DYNAMICS, система векторного контроля ускорения (G-Vectoring Control – (GVC)), усиливает ощущение комфорта единения с автомобилем, которое всегда определяло динамические характеристики продуктов Mazda.
Ее разработка была основана на революционной идее использования двигателя для улучшения парметров работы шасси, связанной с философией Mazda, фокусирующейся не только на механической эффективности, но и определяющей, каким должен быть автомобиль, созданный с учетом человеческих характеристик. С системой GVC, автомобили Mazda будут демонстрировать безупречно плавные переходы между перегрузками, возникающими при ускорениях, во всех сценариях вождения.
До недавнего времени силы поперечного и продольного ускорения (G) контролировались отдельно. GVC - это первая в мире технология, которая регулирует крутящий момент двигателя в зависимости от воздействия водителя на рулевое колесо. Система управляет этими силами единым образом и оптимизирует вертикальную нагрузку на каждое колесо для обеспечения плавного и эффективного поведения автомобиля.
Траектория автомобиля точно соответствует намерениям водителя, что снижает потребность в её корректировках рулевым управлением, которые чаще всего выполняются неосознанно. Водитель чувствует свое единение с автомобилем, потому что автомобиль точно следует его или ее намеченной линии. Кумулятивная усталость при длительных поездках снижается, а плавные переходы между перегрузками, действующими на пассажиров, уменьшают раскачивание туловища, создавая динамический комфорт. GVC также улучшает управляемость и устойчивость на мокрой или заснеженной дороге, а улучшенное сцепление с дорогой придает водителям спокойствие.
Принцип работы системы GVC
GVC максимизирует характеристики шин, регулируя действующую на них вертикальную нагрузку. В тот момент, когда водитель начинает поворачивать рулевое колесо, GVC управляет крутящим моментом двигателя, чтобы, используя торможение двигателем, создать замедляющую силу G, тем самым перекладывая нагрузку на передние колеса. Это увеличивает сцепление передних колес с дорогой, улучшая управляемость автомобиля при повороте.
После этого, когда водитель начал поддерживать постоянный угол поворота рулевого колеса, GVC немедленно восстанавливает крутящий момент двигателя, который передает нагрузку на задние колеса, повышая устойчивость автомобиля.
Эта серия изменений распределения нагрузки обеспечивает большее сцепление с передними и задними колесами, улучшая отзывчивость и устойчивость автомобиля в соответствии с намерениями водителя.
Эффект GVC очень естественен и не вызывает чувства дискомфорта у водителя или других пассажиров. Основываясь на философии развития Mazda, ориентированной на человека, скорость реакции системы и степень её контроля были согласованы с человеческими ощущениями.
Скорость управления GVC очень высока, а степень воздействия очень точно дозируется. С момента, когда водитель начинает поворачивать рулевое колесо, скорость срабатывания системы быстрее, чем человек способен это воспринимать, а результирующая сила замедления обычно составляет 0,01 G или ниже. Одной из ключевых особенностей GVC является то, что она повышает естественное ощущение вождения, предлагая более быстрое и точное управление, чем это возможно для водителя-человека.
Система векторного контроля ускорения GVC PLUS
Создав базовую архитектуру системы GVC, Mazda продолжила над ней работу и реализовала свои технологические наработки в системе GVC PLUS, которая управляет работой двигателя при повороте рулевого колеса и моментом рыскания (момент, вызывающий вращение автомобиля вокруг вертикальной оси) при его возврате.
Управление крутящим моментом двигателя при повороте рулевого колеса:
Управление двигателем при повороте рулевого колеса - это технология управления двигателем, которая повышает устойчивость движения за счет оптимизации нагрузки в пятне контакта шины с поверхностью дороги в соответствии со сценарием движения. Плавный поворот и комфорт движения достигаются за счет оптимальной регулировки величины продольного ускорения, соотнесенной с поперечным ускорением, расчитанным по информации о величине угла и скорости поворота рулевого колеса автомобиля.
Управление моментом рыскания при возврате в действие рулевого колеса:
Управление моментом рыскания при возврате рулевого колеса - это технология управления тормозами, которая повышает устойчивость движения за счет подавления избыточной поворачиваемости автомобиля приложением чрезвычайно малой тормозной силы к поворачивающему внешнему переднему колесу. Это создает момент, направленный против момента рысканья, стабилизируя поведение автомобиля. Повышение управляемости, например, при смене полосы движения или во время экстренного маневрирования на высоких скоростях, а также при движении по скользкой дороге, обеспечивает высокое чувство безопасности вождения.
Системы GVC и GVC PLUS возможны только благодаря наличию двигателей SKYACTIV, которые позволяют точно контролировать их крутящий момент, а также SKYACTIV-шасси, которые обеспечивают идеальное поведение автомобиля на дороге.
GVC - это универсальная технология, которую можно использовать в любой модели SKYACTIV, независимо от системы привода или типа транспортного средства. Кроме того, поскольку GVC - это программная система управления, нет увеличения веса из-за использования дополнительных аппаратных компонентов. Двигаясь вперед, Mazda планирует использовать GVC в большинстве своих автомобилей нового поколения.
По материалам https://www.mazda.com