Коды ошибок DTC P2096:00/ DTC P0012:00 Mazda, диагностирование

Коварство ошибок DTC P2096:00/ DTC P0012:00 автомобилей Мазда.

Пора на диагностику двигателя, когда на вашем автомобиле Мазда вдруг загорается значок CHECK ENGINE. Ситуация знакомая многим. Меняются планы, а с ними и настроение. Посещение сервиса ситуацию не исправляет, а скорее окутывает ее туманом: «Это у вас смесь бедная, скорее всего заправились плохим бензином, покатайтесь, понаблюдайте, ошибку мы вам стерли, пройдите в кассу».

Вы слушаете эти объяснения, смотрите на этот странный код DTC P2096:00 и думаете: « И что дальше?»

Что дальше, объясняю я. Возникновение DTC P2096:00/ DTC P0012:00 свойственно ряду автомобилей японского производителя. Mazda2 (DJ/DL),Mazda6 (GJ/GL),CX-5 (KE/KF) –вот автомобили, выпущенные в период 2017 по 2019 годы и входящие в группу риска.

Но сначала об ошибках. Законы автомобильной моды, в том числе экологической, диктуют американцы. И это при искреннем уважении к немцам и японцам. Это с их легкой американской руки появилась система бортовой диагностики OBD, и, в частности, ошибка DTC P2096:00.

По мере того как передний широкополосный кислородный лямбда-датчик стареет и загрязняется продуктами выхлопных газов, передача его сигналов блоку управления (РСМ) искажается. Блок РСМ на основании этих сигналов может неправильно обогащать или обеднять топливно-воздушную смесь.

Система управления, внедренная американцами на Форд, а затем распространенная и на Мазда, FAOSC (Fore/Aft Oxygen Sensor Control) предназначена для компенсации любого из этих отклонений с помощью расположенного ниже по потоку за каталитическим нейтрализатором кислородного датчика HO2S.

Монитор FAOSС (буквально – контроль от носа до кормы) отслеживает любые смещения стехиометрической точки лямбда-кривой переднего датчика кислорода. Если передний датчик имеет смещение выше точки, для которой оно может быть скомпенсировано, будут установлены коды неисправности обедненной (P2096) или богатой (P2097) смеси. Проблема с этой ошибкой в том, что ее диагностика предполагает очень широкий спектр затратных диагностических проверок, имеющих не однозначную трактовку результатов.

Но эта ситуация может быть усугублена еще одним коварным дополнением. Помимо этой ошибки сканер может выдать и еще одну - DTC P0012:00 в виде грустного бонуса.

И эта ошибка тоже может иметь свое прямое отношение к группе риска выше указанных автомобилей.

О ней известно, что фиксирует ее самодиагностика блока управления РСМ, когда фактическое положение фаз распределительного вала двигателя Мазда на впуске недопустимо запаздывает от целевого, задаваемого программой блока. РСМ управляет фазами газораспределения впуска при помощи электропривода с планетарным редуктором, меняя углы открытия/закрытия впускных клапанов в зависимости от режима работы двигателя автомобиля. Ошибка обычно возникает из-за неисправности самого привода или растяжении цепи ГРМ.

Если с вашим автомобилем приключилась ситуация, описанная мною, то первым делом следует определить производителя блока РСМ с помощью оригинальной программы ЕРС по запчастям Мазда и его соответствие установленному на вашем автомобиле. (Как определить производителя - в этом материале). И, если его производитель Mitsubishi, следует обновить программное обеспечение блока управления с помощью комплекса М-MDS/IDS. Причина - старый файл калибровки РСМ неадекватен в логике оценки этих ошибок и должен быть заменен новым.

Но, как в дрянном блокбастере, зло все еще не побеждено. Коварство DTC P0012: 00 в том, что электропривод может быть реально неисправным по причинам для меня потаенным, и его работоспособность после перепрограммирования следует проверить.

Для этого я бы подключил к DLC прогретого двигателя диагностический комплекс M-MDS или эквивалент, например, FORScan+ELM 327. Вывел параметры VT_IN_ACT и VT_IN_DES и сравнил их значения на разных режимах работы, лучше в динамике автомобиля. Если VT_IN_ACT реально запаздывает, электропривод изменения фаз впуска подлежит замене. И вот теперь, наконец, добро должно восторжествовать.