О моторном масле

Что каждый автовладелец должен знать о моторном масле при сервисном обслуживании Mazda.

Моторное масло делает больше, чем просто смазывает детали двигателя. Оно образует пленку на поверхности подшипников скольжения, отделяющую движущиеся части друг от друга, чтобы уменьшить трение и износ. Масляная пленка действует как амортизатор для смягчения воздействия сил, возникающих при возвратно-поступательных и вращательных движениях деталей двигателя. Масло является теплоносителем для охлаждения ответственных деталей двигателя, таких как поршни, подшипники коленчатого вала и детали клапанного механизма. Оно также помогает предотвратить появление ржавчины и коррозии в двигателе, поддерживает чистоту поверхностей, растворяя и унося грязь и лаковые отложения.

Вязкозть масла

«Вязкость»- свойство текучести жидкости при определенной температуре. «Жидкие» масла имеют консистенцию воды и легко текут при низких температурах. «Густые» имеют консистенцию меда. «Жидкие» хороши для облегчения запуска в холодную погоду и снижения трения, а «Густые» лучше для поддержания прочной масляной пленки и давления масла при высоких температурах и нагрузках. 

Индекс вязкости определяется в лаборатории Общества инженеров автомобильной промышленности (SAE) специальной процедурой испытания. Автомаслу, вязкость которого определена, присваивается индекс. Чем ниже индекс вязкости, тем нефтепродукт более «жидкий». Чем выше индекс вязкости, тем оно более «густой». 

Индексы вязкости для часто используемых моторных автомасел обычно находятся в пределах от 0 до 50. «W» после номера означает «зимние» сорта, а число - представляет собой  вязкость при нуле градусов по Фаренгейту (-17,8 град. Цельсия). 

Маловязкие сорта, которые легко текут при низких температурах, как правило, имеют индекс «5W» или «0W». Есть также 10W, 15W и 20W. Более вязкие («густые») больше подходят для высоких температур и обычно имеют индекс SAE 30, 40 или даже 50. 

Большинство современных моторных масел производятся смешением различных сортов, таким образом, чтобы конечный продукт имел характеристики, объединяющие лучшие свойства вязких и маловязких автомасел. Они  не только хорошо текут при низкой температуре, обеспечивая легкий запуск двигателя, но еще и сохраняют достаточную по толщине и прочности масляную пленку при высокой температуре. 

Мульти-вязкие или всесезонные сорта имеют широкий диапазон вязкости, о  чем свидетельствует их индекс вязкости, состоящий из двух чисел. Популярные классы вязкости сегодня включают 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40 и 20W-50. Первое число, до  «W», характеризует вязкость масла при низких температурах, в то время как второе число относится к вязкости масла при рабочей температуре двигателя. 

Какое масло заливать? 

Большинство производителей автомобилей сегодня требуют применения в двигателях моторных автомасел 5W-30 или 10W-40 для езды круглый год. Некоторые из них также указывают 5W-20. Для конкретных рекомендаций по вязкости заливаемого продукта следует обращаться к руководству по эксплуатации автомобиля, маркировке на крышке маслозаливной горловины или щупе. 

Пробег автомобиля и пропорциональный ему износ деталей двигателя увеличивает зазоры в подшипниках и других узлах трения. В этих случаях можно рекомендовать перейти на нефтепродукты с несколько более высоким индексом вязкости, чтобы продлить срок службы двигателя, уменьшить шум и потребление масла на угар. Например, если в двигатель изначально на заводе заливалось 5W-30, а в настоящее время пробег составляет 140000 км и выше, то переход на автомасло 10W-40 может обеспечить лучшую смазку и защиту. 

При продолжительной работе двигателя при высоких температурах и нагрузках, могут быть востребованы даже вязкие продукты. Некоторые гоночные двигатели используют сорта 20W-50 и 10W-60, но это может быть рекомендовано только для двигателей с повышенными зазорами в подшипниках. Увеличение вязкости увеличивает сопротивление масла на прокачку и повышает гидродинамическое трение, что снижает мощность двигателя. Вот почему 20W-50 гоночное масло не будет лучшим выбором для повседневной езды или в холодную погоду для большинства автомобилей. 

Последними тенденциями в гонках является уменьшение зазоров в подшипниках и использование менее вязких продуктов, таких как 5W-30 или 5W-20 для уменьшения трения и сопротивления. 

Присадки создающие масло. 

До 25% объема масла составляют присадки. Присадки – это то, что действительно создает автомасло и определяет его эксплуатационные свойства. Они расширяют диапазон вязкости, позволяют ему выдерживать высокие давления и нагрузки, нейтрализуют загрязняющие вещества в картере и уменьшают трение для повышения экономии топлива. 

Одними из наиболее важных присадок являются присадки улучшающие индекс вязкости. Они помогают поддерживать соответствующую вязкость при изменении температуры и нагрузки. «Депрессанты застывания» также используются для предотвращения загущения масла при низкой температуре для легкого запуска. 

Современные масла для двигателя содержат моющие и диспергирующие присадки, сокращающие отложения лака и шлама в двигателе. Есть "антиоксиданты", сводящие к минимуму процесс сгорания масла, когда оно подвергается воздействию высоких температур. Это также помогает уменьшить образование лака и нагара в двигателе. 

Ингибиторы ржавчины и коррозии противодействуют вредному воздействию воды, несгоревшего топлива и выхлопных газов, прорывающихся в картер двигателя через поршневые кольца. Это предотвращает образование кислот, которые разъедают опорные поверхности подшипников скольжения. «Ингибиторы пены» используются, чтобы минимизировать возникновение воздушных пузырьков, образующихся в масле при его взбалтывании движущимися деталями двигателя. «Увлажняющие агенты» помогают маслу удерживаться на горячих поверхностях, предотвращают его от стекания и оставления металла незащищенным. 

Наконец, есть присадки «анти-задирные» и «экстремального давления». Они содержат в себе цинк и фосфор, которые обеспечивают защиту от износа, когда металл касается металла. Некоторые гоночные масла обычно содержат более высокие дозы цинка, чтобы обеспечить дополнительную защиту на высоких оборотах и высоких нагрузках. 

Классификация масел API 

Моторные автомасла по классификации Американского института нефти (API) подразделяются на две категории: «S»(Service) и «С»(Commercial). Присвоенная категория удостоверяет, что продукт соответствует определенным качествам OEM и стандартам. Категория указывается на этикетке продукта совместно с классом масла, соответствующим  уровню его эксплуатационных свойств и обозначаемым буквами латинского алфавита.

Последним классом в категории «S»(Service) для бензиновых двигателей автомобилей 2011 модельного года является SN. Он заменяет предыдущий класс SM, который был введен в ноябре 2004 года на двигатели 2005 года и последующие. Масла SN-рейтинга вместе с предыдущим SM, SL и SJ имеют обратную совместимость и могут безопасно использоваться в более старых двигателях. Но обратное неверно. Устаревшие классы (SH, SG, SF, и т.д.) могут не соответствовать требованиям смазки OEM для новых двигателей. Кроме того, API SL продукты не должны использоваться в двигателях  2005 года выпуска и последующих, а SJ масла не должны использоваться в 2001 и более новых автомобилях.

Для дизельных двигателей, API имеет отдельную систему классификации. Текущим классом является CI-4 (введен в 2002 году для новых дизелей, которые используют рециркуляцию выхлопных газов). Предыдущие CH-4 (1998), CG-4 (1995), и CF-4 (1990),  могут быть использованы в старых четырехтактных дизельных двигателях. CF-2 (1994) классифицируются API для двухтактных дизелей. 

API также присваивает автомаслу рейтинг «Энергосберегающего», если оноо соответствует определенным критериям для уменьшения трения и расхода на угар, и повышению топливной экономичности. 

Моторные масла, которые соответствуют классу API SN, эквивалентны продуктам спецификации GF-5 Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), которую требуют некоторые европейские и азиатские производители автомобилей. Новый класс GF-5, который обеспечивает более долгий срок службы жидкого смазывающего материала, меньше отложений шлама и улучшенную защиту  турбонагнетателей и каталитических нейтрализаторов, был введен ILSAC в октябре 2010 года. 

Почему масло необходимо менять? 

Независимо от класса продукта по API, ILSAC или ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) и пакета присадок, все моторные масла со временем теряют свои свойства и должны быть заменены (на самом деле, присадки вырабатываются раньше). С увеличением пробега автомобиля моторное масло теряет вязкость и загрязняется. Оно больше не имеет такого же диапазона вязкости, содержит воду и кислоту, образующуюся в результате сжигания топлива и прорыва газов, сажу, грязь и частицы металла от естественного износа деталей. Сложно что-либо сказать о состоянии автомасла по внешнему виду потому, что большинство из них становятся темно-коричневого или черного цвета после нескольких сотен километров пробега. Однако, это не является свидетельством того, что смазывающая жидкость потеряла свои свойства. 

Масляный фильтр будет улавливать большинство твердых загрязняющих частиц, а клапан  вентиляции картера (PCV) будет откачивать большинство влаги и прорвавшихся в картер газов, если двигатель прогревается и работает достаточно долго, чтобы испарить загрязняющие вещества из масла. Тем не менее, через несколько тысяч километров пробега многие основные присадки, контролирующие вязкость, окисление, износ и коррозию будут сильно истощены. В этот момент, масло начинает разрушаться и обеспечивает гораздо меньше смазки и защиты, чем когда оно было новым. Если масло не заменить, оно приобретает форму геля, содержащего лаковые отложения и шлам - и в конечном итоге приводит к повреждению двигателя.

Срок службы продукта зависит от многих факторов, включая дорожные условия (скорость, нагрузку, время  работы на холостом ходу и т.д.), факторы окружающей среды (температуру, влажность, загрязненность воздуха), и износ двигателя. Как правило, большинство экспертов все же рекомендуют менять масло и фильтр каждые 10000 км или шесть месяцев, что наступит раньше. Почему? Потому что это обеспечивает лучшую всестороннюю защиту двигателя для среднего водителя. 

Увеличенные интервалы замены масла. 

В последние годы многие производители автомобилей расширили интервалы замены масла для сокращения расходов на техническое обслуживание владельцев транспортных средств - и столкнулись с проблемами. Центр Автомобильной Безопасности (www.autosafety.org) получил более тысячи жалоб о проблеме образования шлама в масле от автомобилистов, которые думали, что они соблюдают предписанные заводом изготовителем интервалы обслуживания, указанные в руководстве по эксплуатации, но в итоге обнаружили в картере двигателя «гуталин». 

Расширенный интервал замены масла в 15000 км основан на идеальных условиях эксплуатации, не предусматривающих короткие поездки с частыми остановками,  что характерно для многих автомобилистов. Следовательно, большинство водителей для защиты своих двигателей должны следовать интервалам сервисного обслуживания, предписанным для «тяжелых» условий эксплуатации, а не «нормальных».

Тяжелые условия включают в себя:

  • Большинство поездок менее чем на 6,5 км.
  • Большинство поездок менее чем на 16 км при наружной температуре ниже нуля.
  • Длительное управление автомобилем на высокой скорости движения во время жаркой погоды.
  • Работа  двигателя в течение длительного времени на холостом ходу или движение с  низкой скоростью.
  • Буксировка прицепа.
  • Вождение в пыльных или сильно загрязненных районах.
  • Мазда (Mazda) рекомендует для бензиновых двигателей при таких условиях менять масло и фильтр через 7500 км. 

Некоторые системы, такие как  дизельные, страдают больше от прорыва газов в картер, чем другие, и обычно требуют более частой замены масла и фильтров. Для большинства дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, масло надо менять каждые 5000 км без исключения - особенно в турбодизелях. 

Бензиновые двигатели с турбонаддувом также требуют более частой замены масла из-за высокой температуры внутри турбокомпрессора, которая может окислять масло. 5000 км интервал замены масла также рекомендуется экспертами для бензиновых двигателей с турбонаддувом. 

Синтетика

Синтетические автомасла имеют улучшенные эксплуатационные свойства по сравнению с обычными минеральными. Они, как правило, имеют большую вязкостную стабильность, пониженную температуру застывания и могут выдерживать высокие рабочие температуры. Синтетические продукты улучшают холодный запуск, уменьшают трение, снижают расход масла, улучшают топливную экономичность и производительность, - но они стоят значительно дороже, чем обычное моторное масло. 

Поставщики синтетических моторных масел утверждают, более высокая стоимость синтетических масел может быть компенсирована увеличением интервалов замены масла. Но это будет зависеть от условий эксплуатации, возраста и состояния двигателя. Следует отметить, что дешевые минеральные масла постепенно вытесняются с рынка синтетическими. Это связано с возросшими требованиями к маслам для современных двигателей и политикой производителей масел. 

Синтетические масла являются хорошим «апгрейдом» для большинства двигателей, но не могут быть рекомендованы для недавно восстановленных двигателей в период их обкатки. 

Полусинтетика. 

Для автомобилистов, которые хотят использовать преимущества синтетического масла, существует менее дорогое полусинтетическое масло, представляющее собой смесь от 20 до 25% синтетического масла с минеральным. Полусинтетика от 30 до 40% дешевле, чем синтетика, и обеспечивает многие (но не все) преимущества полностью синтетических масел.