Как работает датчик дождя автомобилей Мазда

 Про конструкцию, работу, неисправности, возможный ремонт и инициализацию датчика дождя автомобилей Мазда 

Датчик дождя используется системой стеклоочистителя для автоматического очищения от осадков ветрового стекла автомобиля. Датчик дождя расположен на кронштейне в верхней центральной части лобового стекла. В датчик дождя интегрированы датчик уровня освещения (для работы системы автоматического освещения) и датчик осадков.

Датчик дождя состоит из оптического стекла (линзы), светодиода, фотодиода, микрокомпьютера и обменивается сигналами с блоком кузовного оборудования (BCM) с использованием коммуникационной линии связи LIN.

Когда зажигание включено (двигатель выключен или работает), датчик дождя выполняет самодиагностику. Если в нем обнаружена неисправность, датчик дождя посылает информацию об ошибке в BCM. BCM выводит коды DTC на основании полученных сигналов об ошибках.

При отсутствии осадков дождя на ветровом стекле.

1. Инфракрасный свет излучается (1) светодиодом датчика дождя в сторону лобового стекла.
2. Излучаемый инфракрасный свет отражается (2) от ветрового стекла.
3. Датчик дождя принимает (3) инфракрасный свет, отраженный от ветрового стекла, с помощью фотодиода.
4. Фотодиод преобразует отраженный свет в электрический ток, микрокомпьютер датчика вычисляет коэффициент отражения как количество осадков и отправляет (4) сигнал в BCM по каналу LIN.

При попадании осадков дождя на ветровое стекло.

1. Инфракрасный свет излучается (1) светодиодом датчика дождя в сторону лобового стекла.
2. Излучаемый инфракрасный свет проходит через лобовое стекло и часть его проникает (2) в капли дождя на лобовом стекле и рассеивается.
3. Инфракрасный свет, который не может проникнуть внутрь, отражается (3) от ветрового стекла, и принимается (4) фотодиодом.
4. Фотодиод преобразует отраженный свет в электрический ток, датчик дождя вычисляет коэффициент отражения на микрокомпьютере как количество осадков, преобразует его в электрический сигнал и отправляет (5) сигнал включения стеклоочистителя на модуль BCM по каналу LIN.

Если ветровое стекло находится в одном из следующих состояний, датчик дождя не может правильно определить количество осадков, и стеклоочистители работают неправильно.
– Загрязнена зона обнаружения датчика дождя в верхней части лобового стекла.
– На зону обнаружения датчика дождя в верхней части лобового стекла наклеиваются этикетки.

Датчик дождя определяет количество осадков по степени отраженного инфракрасного света, излучаемого встроенным светодиодом, преобразуя его интенсивность в сигнал работы стеклоочистителей. Чувствительность датчика дождя регулируется автоматически в соответствии с сигналом скорости автомобиля и степенью внешней освещенности. Ниже освещенность – выше чувствительность.

Кроме того, чувствительность датчика можно дополнительно отрегулировать, установив желаемый уровень на подрулевом переключателе стеклоочистителя. Регулировка изменяет уровень сигнала, посылаемый панелью приборов в BCM. Чувствительность регулируется в диапазоне от низкой (1) до высокой (5).

При включении зажигания (заглушенном или работающем двигателе) датчик дождя определяет прозрачность поверхности ветрового стекла, которая меняется в зависимости от износа и скопления на нем пыли. В процессе инициализации датчик дождя определяет оптимальную скорость: низкую или высокую (LO/HI) для работы стеклоочистителей и отправляет сигнал в блок BCM. Настройка инициализации выполняется автоматически при включении зажигания (двигатель выключен или работает).

При первом включении зажигания после установки нового датчика дождя отражающая способность ветрового стекла на момент включения зажигания заносится в память как отражающая способность ветрового стекла, соответствующая его чистому состоянию (без капель дождя). Поэтому перед включением зажигания необходимо удалить с ветрового стекла воду и грязь.

Кроме того, при замене датчика следует всегда менять защитную пленку зоны детектирования, не допускать образования воздушных пузырьков при установке и прикосновений пальцев к оптическому стеклу датчика.
• Если свойства границы поверхности между датчиком и ветровым стеклом или защитной плёнкой в инфракрасном диапазоне меняются, то датчик дождя определяет, что имеется внутреннее нарушение функции обнаружения дождя и прекращает автоматическое управление работой стеклоочистителей

На автомобилях Mazda2 (DE), Mazda3 (BK), Mazda6 (GH), Mazda5 (CR), CX-7 (ER), CX-9 (TB) в случае установки нового датчика, а также в случае необходимости изменения программных настроек в связи с изменением отражающей способности ветрового стекла вследствие его замены, возможна ручная настройка исходных параметров датчика дождя.
Для этого:

1.  Удалите с поверхности ветрового стекла воду и грязь.
2.  Выключите зажигание.
3.  Поверните выключатель очистителя ветрового стекла в положение AUTO.
4.  В течение 10 секунд после включения зажигания пять раз поверните выключатель очистителя ветрового стекла в положения AUTO→OFF→AUTO. Очиститель ветрового стекла должен отработать на низкой скорости в случае правильного выполнения повторной настройки исходных параметров.

• Если очиститель ветрового стекла работает слишком быстро, то это означает, что положение выключателя очистителя ветрового стекла не определяется, и повторная настройка исходных параметров, возможно, не была выполнена. Поворачивайте выключатель очистителя ветрового стекла так, чтобы один цикл занимал 1 секунду

При ремонте неисправностей, связанных с датчиком дождя следует помнить, что он неразборный и ремонту не подлежит. Цена оригинальной запчасти по состоянию на март 2022 г. составляла: $150. Цены на диагностику и работы по замене датчика дождя автомобилей Mazda в Ниппон Сервис вы можете уточнить у наших специалистов по телефону: +7(495) 001-05-21.