Система помощи при движении по бездорожью Mazda
Как работает система помощи при движении по бездорожью на Мазда СХ-30
Назвать Мазда СХ-30 внедорожником в присутствии владельцев машин со шноркелями было бы в высшей степени опрометчиво, но что-то внедорожное в СХ-30 все же есть.К примеру, возможность заехать в грязь и там застрять.
Причиной этого являются дифференциалы редукторов переднего и заднего мостов, которые не позволяют двигаясь по асфальту пробуксовывать колесам в поворотах, но становятся ловушкой для автомобиля на бездорожье. Вспомним добрым словом французского инженера-механика Онесифора Пеккёра (Onesiphore Pecqueur) в 1825 году запатентовавшего современный дифференциальный редуктор.
Дифференциал представляет собой планетарную передачу, позволяющую выполнять функции по разложению одного кинематического потока на два взаимосвязанных или сложению двух независимых потоков в один.
• При прямолинейном движении правая и левая боковые ведомые шестерни вращаются с одинаковой частотой, равной частоте вращения ведомого зубчатого колеса, закрепленного на корпусе дифференциала. Ведущие шестерни не имеют вращения относительно корпуса дифференциала. Иными словами, все шестерни не имеют вращения относительно корпуса. Входное усилие от зубчатого венца передается на ведущие шестерни через корпус и центральную ось дифференциала, далее на боковые ведомые шестерни и на валы приводов симметрично.
• Если скорость вращения между правым и левым колесами становится разной, ведущие шестерни начинают свое вращение вокруг центральной оси корпуса дифференциала, компенсируя тем самым разницу в скорости вращения колес.
Но, как только одно из колес оси начнет буксовать, пиши пропало (ну, если есть кому) – второе теряет свое вращение и не предпринимает абсолютно ни каких попыток вытащить автомобиль из мерзкой жижи.
На автомобилях с полным приводом ведущими являются оба моста. Но и у них бывают ситуации, когда колеса обоих осей теряют сцепление с поверхностью. Кто попадал, тот знает, что вылезти будет не просто. Ну, и приходится инженерам внедрять всякие блокировки всяких дифференциалов, что позволяет заставить неподвижное колесо вращаться.
А вот на Мазда СХ-30 решили не ставить блокировки, а установили целую систему помощи при движении по бездорожью (Off-Road Traction Assist). Что вкупе с революционным двигателем Skyactiv-X дает владельцу СХ-30 уникальную возможность управлять не каким-то там паркетником, с подключаемым редуктором заднего моста, а прямо танком M1 Abrams, но без нарезной 105-мм пушки M68.
Это был сарказм. Легким движением левой руки нажимаете кнопочку, загорается на панели лампочка, что-то снизу колбасится, хоп – и вы вылезли из липкой грязи, даже не запачкавшись. Красота, да и только.
Японские мастера добавили в многофункциональный блок DSC – системы динамической стабилизации, в котором плотно упакованы системы ABS, TCS, AUTOHOLD, EBD, HLA, SCR, VRP, еще вот эту замечательную функцию, подключаемую такой не менее замечательной кнопочкой.
При ее нажатии гидроблок начинает тормозить вращающиеся колеса (2), подавая давление тормозной жидкости в соответствующий тормозной суппорт. Вследствие этого обстоятельства крутящий момент через дифференциал начнет передаваться неподвижному колесу. И это колесо, если вдруг само не станет буксовать, возможно, и вытащит вас из грязи. Здорово, правда?
Но и это еще не все. Мудрый блок DSC в каждый момент времени знает, как там у него внизу идут дела с вращением колес и, общаясь с блоком управления двигателем на своем мультиплексном языке, регулирует тяговое усилие на колесах, избегая излишней пробуксовки. Как говорит сторож со стоянки Анатолий – шикардос.
Нарисованная мною оптимистичная картина может сильно отличаться от реальной. При проверке работоспособности Off-Road Traction Assist на Мазда СХ-30, рекомендую припасти в кустах что-нибудь вроде МТЗ-80 Минского тракторного завода.
Помощь в вызове эвакуатора вы можете получить у наших специалистов, позвонив по телефону: +7(495) 001-05-21, а также задать ваши вопросы в нашем чате: Ниппон Сервис Chat.