Мой Джинба-Иттай

Jambo Mazda, Hakuna Мatata!

Jinba-Ittai – новый слоган Mazda в продвижении продаж своих автомобилей, сменивший, поднадоевший странноватым инфантилизмом, Zoom-Zoom. Возможно это этапы взросления. Расплывшаяся в улыбке Молнии МакКуина из Радиатор-Спрингс, Mazda3 BL стала апофеозом zoom-zooma. Сменивший же его Jinba-Ittai означает, по словам отцов-основателей, единство между лошадью и всадником. Что, в общем, тоже на любителя.

Чтобы стать философией и ключевой концепцией в сердце каждого в Mazda, термин пережил ряд трансформаций. Тетсу Касахара (Tetsu Kasahara), помощник менеджера отдела динамики шасси подразделения разработки транспортных средств, дорабатывал  шасси MX-5 (NA), гоняя на прототипе по испытательному полигону Миёси, менял настройки, измерял температуру поверхности шины, словом, собирал данные. Укатавшись на жесткой, как табуретка, подвеске, он в какой-то момент перестал ощущать существование машины. «Никаких "странностей" я не почувствовал. Я подумал, вот и все »,- вспоминает Касахара. Что на самом деле почувствовал помощник менеджера, не вполне понятно, но ощущение Касахары в отделе сформулировали иероглифами, означающими единство автомобиля и водителя. Так родился термин Jinsha Ittai. А потом, образно мыслящий  Тошихико Хираи (Toshihiko Hirai), программный менеджер первого поколения MX-5, начал печатать Jinba-Ittai - что означает единство между лошадью и всадником - на своих визитных карточках. Ну, и закрутилось. Кентавр стал завоевывать умы.

Ясуёси Муситани (Yasuyoshi Mushitani) присоединился к Mazda в 1988 году, балансируя выбором между Mazda и футболом, он хорошо понимал, как важно удерживать равновесие – истинно природное чувство, чтобы не упасть. Однако ощущение, что футболом на жизнь не заработать, не покидало его. Он становится инженером в команде разработки шасси. Восхищенный трудолюбием футболистов, 21 летний Ясуёси клянется, что будет делать свою работу так же, как и ребята из английской Премьер-лиги. Испытывая в трехсменном круглосуточном графике на полигоне шасси, разбирая его после испытаний до болтика, а потом, собирая, молодой инженер знакомится с Тетсу Касахарой. В общежитии на полигоне Миёси всю ночь напролет Касахара-сан рассказывает несостоявшемуся футболисту о работе подвески, о том, как работает шасси. Встреча Ясуёси с Касахарой ярко впечатлила паренька. Идея Jinba-Ittai плотно входит в его сознание. Неуемное стремление к ее реализации заставляло фиксировать и измерять перегрузки, возникающие при движении автомобиля, и он конструирует различные приспособления для их определения.

Инструменты Mushitani.

Вместе с этой идеей плотного единения с лошадью Муситани передвигают внутри Mazda по различным департаментам и континентам, пока ни переводят из офиса Mazda Europe в Японию. И тут наступает поворотный для Jinba-Ittai момент. Инженеру поручают создать Mazda5 2010 года (компактный многофункциональный автомобиль), в реализации которого, по словам Муситани, он сумел применить: «Все навыки и опыт, полученные до этого, хотя я знал, что столкнусь с большой критикой». Mazda5 заслужила высокую оценку прессы и владельцев, а также, что очень важно, руководства компании. Муситани становится в иерархии Mazda абсолютным лидером, который решает, к какому типу вождения должна стремиться Mazda. Он назвал стремление к этому типу движения «Базовой ДНК» - фундаментальной концепцией, положенной в основу стиля вождения современных Mazda. «Я решил, опираясь на свой опыт работы с Mazda5, придать всему модельному ряду ту гладкость движения, которую я унаследовал от Касахары-сан. Я решил, что буду придерживаться этого, как универсального стандарта. Мы проектируем автомобиль так, чтобы он вел себя в соответствии с человеческими ощущениями и нашим врожденным чувством равновесия. Мы должны ощущать себя прекрасно и на горных серпантинах и двигаясь по обычной парковке - это мой Джинба-Иттай».

Сторонников идеи становится все больше. Один из них - Хироши Кавата (Hiroshi Kawata), ставший фанатом автомобилей еще в студенческие годы. Впечатленный MX-5 (NA), на  котором ездил отец его друга, он присоединяется к Mazda. Кавата пять лет копил опыт, настраивая подвеску ВТ-50, и многое узнал от самого Муситани. «Я попросил присоединиться к этому отделу, просто думая, что вождение выглядит весело и круто», - вспоминает начало своей деятельности Кавата. Но потом, ему поручают Mazda3, где за три года работы он кристаллизует полученные знания механики движения автомобиля в программу действий и становится активным последователем теории «Базовой ДНК». Помощник менеджера отдела динамики ходовой части автомобилей Хироши Кавата привносит концепцию Jinba-Ittai в текущий MX-5 (ND), и ему поручают привносить ее и далее в грядущие модели Mazda.

Kawata, Mushitani, Kasahara обсуждают
Jinba-Ittai на испытательном полигоне в Миёси.

Сегодня Jinba-Ittai - это не только разработка динамики шасси; выражение превратилось в слоган, который отражает всю философию производителя, пронизывает все его компоненты, включая создание технологий и производство, безопасность и дизайн, комплектующие и материалы, сервис и ремонт автомобилей Mazda. Муситани говорит: «Человеческие ощущения не изменились за 25 лет. Сегодня мы находим то же самое прекрасным, что и тогда. Автомобили, которые соответствуют нашим ощущениям, подходят как перчатка для руки. Я возьму лучшее из модели МХ-5 (NA) в (ND) , и доведу это до более высокой четкости, чтобы это стало универсальной чертой во всех будущих Mazda».

История Jinba-Ittai еще не закончена, говорят в Mazda, - она только начинается. Кентавр стучит копытом.