Mazda: диагностика автомобилей Mazda 7-го поколения

 Как диагностировать автомобили Mazda 7-го поколения

Автомобили Mazda 7-го поколения (с 2019 по настоящее время Mazda3, с 2020 – CX-30, с 2021 – CX-5, с 2021 – CX-9, MX-30, CX-50 и т.д.) имеют бортовую диагностическую функцию, облегчающую диагностику неисправностей. Для обеспечения диагностики этих автомобилей используется Модульная диагностическая система Mazda (M-MDS).

Альтернативная система FORScan может поддерживать ограниченный набор функций для полностью новых автомобилей 2021-2022 модельных годов 6-го поколения, автомобили 7-го поколения FORScan поддерживает частично либо не поддерживает совсем.

Модульная диагностическая система Mazda (M-MDS)
• M-MDS — это инструмент бортовой диагностики, разработанный для повышения эффективности обслуживания, качества обслуживания и удобства, а также снижения риска повреждения компонентов электронных систем
• M-MDS состоит из портативного ПК для сервисных работ, облачного диагностического программного обеспечения Mazda Diagnostic and Repair Software (MDARS), VCM-II или сертифицированного интерфейса J2534, используемого в качестве устройства связи между автомобилем и портативным ПК, а также соединительного кабеля
• В MDARS представлена облачная технология для хранения истории диагностики, выполненной с помощью лицензионного приложения (программное обеспечение для управления функцией бортовой диагностики (MDARS)) и данных, записанных с помощью функции PID/монитора данных

Диагностический(е) код(ы) неисправности (DTC)



• DTC — это код, состоящий из 9-значных буквенно-цифровых символов, которые сохраняются, когда каждый модуль обнаруживает неисправность
• Первые 5 цифр кода неисправности указывают, какая система или ее часть и какой вид неисправности имеет место:

– P: силовой агрегат (двигатель и трансмиссия)
– B: электрооборудование кузова
– С: шасси
– U: коммуникационные линии связей / другие

• Цифры с 6 по 7 добавляют более подробную информацию о содержании неисправности (например, обрыв/короткое замыкание, неисправность, характеризующаяся определенным признаком)
• Последние 2 цифры кода неисправности называются байтом состояния, указывающим на такие неисправности, как неподтвержденный код, прошлые/текущие неисправности и состояние включения сигнального индикатора

Ездовой цикл (Drive cycle)



• Один ездовой цикл обозначает один период времени, в течение которого двигатель запускается до следующего запуска. Если этот цикл повторяется два раза, получается два ездовых цикла. Автомобиль может стоять на месте или двигаться неопределенный период времени
• Используется логикой блоков управления для регистрации DTC и включения индикатора неисправности (объясняет причину выключения индикатора неисправности при повторном включении зажигания)

Неподтвержденный код (Pending code)
• Неподтвержденный код является временным кодом неисправности, который отличается от кода неисправности, сохраняемого, когда PCM или TCM обнаруживает неисправность системы
• Когда PCM или TCM обнаруживает неисправность системы, код DTC сохраняется в PCM или TCM в соответствии с количеством ездовых циклов. С другой стороны, неподтвержденный код сохраняется в PCM или TCM независимо от количества ездовых циклов
• Когда PCM или TCM определяет, что система исправна, неподтвержденный код, хранящийся в PCM или TCM, удаляется из PCM или TCM со следующего ездового цикла
• Неподтвержденные коды могут быть считаны путем быстрой проверки или самопроверки по запросу с помощью M-MDS

Диагностический код неисправности постоянной памяти (Continuous Memory Diagnostic Trouble Code (CMDTC))
• CMDTC — это текущие сохраненные коды DTC, которые записываются в модуль после удаления предыдущих кодов DTC, независимо от прошлых/текущих неисправностей

• CMDTC можно считать, выполнив быструю проверку с помощью M-MDS

Диагностический код неисправности по запросу (On Demand Diagnostic Trouble Code (ODDTC))
• ODDTC — это коды DTC, которые были считаны путем выполнения диагностической процедуры, запрограммированной в модуле изначально

• ODDTC можно считать, выполнив самопроверку по запросу с помощью M-MDS

Регистратор данных (Data logger)
• Регистратор данных представляет собой данные, в которых значения напряжений, поступающие в каждый модуль от таких частей, как переключатели, датчики и приводы, преобразуются в сигналы для использования в бортовой диагностике

• Регистратор данных можно использовать для реализации функции PID/монитора данных, которая считывает входные/выходные сигналы, и функции имитации, которая управляет приводами

Данные стоп-кадра, данные моментального снимка (Freeze frame data, Snapshot data)
• Данные стоп-кадра и моментальные снимки состоят из данных о состоянии автомобиля при обнаружении неисправности

• Данные стоп-кадра и данные моментального снимка отображаются автоматически при отображении CMDTC

Данные стоп-кадра (Freeze frame data)
• Для данных стоп-кадра сохраняется только часть данных, относящихся к DTC

• При наличии нескольких неисправностей в системе управления двигателем сохраняются данные для неисправности, возникшей первоначально. После этого, если происходит пропуск зажигания или неисправность в системе управления впрыском топлива, данные о пропуске зажигания или неисправности в системе управления впрыском топлива перезаписывают ранее сохраненные данные. Однако, если ранее сохраненные данные стоп-кадра вызваны пропуском зажигания или неисправностью в системе управления впрыском топлива, данные не перезаписываются

Снимок данных (Snapshot data)
• Для данных моментального снимка сохраняются данные для всех обнаруженных в данный момент DTC

• Для кодов неисправности с фиксации за один ездовой цикл данные сохраняются при обнаружении неисправности
• Для кодов DTC с двумя ездовыми циклами фиксации данные сохраняются и в том случае, когда неисправность не подтверждена (первая диагностика) и при ее подтверждении (вторая диагностика)

Функции
• Функция бортовой диагностики имеет следующие функции:

– Функция обнаружения неисправности
– Функция связи с внешним бортовым диагностическим тестером
– Функция памяти
– Функция индикации неисправности
– Функция контроля PID/данных
– Функция моделирования / имитационной проверки
– Функция самопроверки
– Тестовый режим бортовой диагностики (OBD)

Функция обнаружения неисправности
• Функция обнаружения неисправностей — это функция, которая обнаруживает неисправности, контролируя рабочее состояние каждой системы по входным/выходным сигналам

Функция связи с внешним бортовым диагностическим тестером
• Функция связи с внешним бортовым диагностическим тестером предназначена для взаимной отправки/получения данных между каждым модулем и внешним бортовым диагностическим тестером

• M-MDS используется как внешний бортовой диагностический тестер, а DLC-2 используется как средство связи

Разъем канала передачи данных (DLC) -2
• Принят DLC-2, соответствующий стандарту Международной организации по стандартизации (ISO)

• Формы разъемов и расположение клемм соответствуют стандарту ISO 15031-3 (SAE J1962), а клеммы имеют 16 контактов

Контакт

Назначение

A

Напряжение  батареи

B

Начальная настройка системы автокоррекции фар

C

Модуль управления подушками безопасности (SAS)

D

E

LO для HS-CAN

F

HI для HS-CAN

G

H

Сигнальная земля

I

J

Земля кузова

K

L

M

N

O

P

 

Функция памяти
• Функция памяти сохраняет неисправности, обнаруженные функцией обнаружения неисправностей, в энергозависимой или энергонезависимой памяти каждого модуля в виде DTC

• Сохраненный DTC может быть прочитан M-MDS
• Коды DTC, хранящиеся в энергонезависимой памяти, не удаляются, даже если зажигание выключено или отрицательная клемма аккумуляторной батареи отсоединена. Поэтому необходимо очищать память от DTC каждого модуля после устранения неисправностей
• Для кодов DTC, хранящихся в энергозависимой памяти, при отсоединении отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, DTC каждого модуля стирается

Функция индикации неисправности
• Функция индикации неисправности включает индикатор неисправности (сигнальная лампа горит постоянно либо мигает) на комбинации приборов при обнаружении неисправности и отображает предупреждения на центральном дисплее и многофункциональном информационном дисплее, чтобы уведомить водителя о неисправности

• Если в системе управления двигателем возникает неисправность, загорается индикатор проверки двигателя
• Когда блок управления двигателем определяет, что система непрерывно работает нормально в течение 3-х ездовых циклов, он выключает индикатор проверки двигателя, а когда он определяет, что система непрерывно работает нормально в течение 41 цикла прогрева, он сбрасывает код неисправности

Примечание:
• Цикл прогрева – это ездовой цикл, включающий период до полного прогрева двигателя после запуска холодного двигателя. Этот цикл, повторенный 41 раз, составляет 41 цикл прогрева

Функция контроля PID/данных (PID/data monitor)
• Функция монитора PID /данных может выбирать элементы монитора входных/выходных сигналов, установленные в каждом модуле, и считывать их в режиме реального времени

• Функция мониторинга PID/данных может использоваться M-MDS

Функция моделирования / имитационной проверки (Simulation function)
• Функция моделирования может управлять приводами, установленными в системах автомобиля и связанных с соответствующим модулем, независимо от текущих условий управления

• Функция имитации может использоваться при помощи M-MDS

Пример использования функциии PID/монитора данных и функции имитации (например: стеклоочистители работают неправильно):

Проверка компонентов со стороны входного сигнала (сигнал переключателя стеклоочистителя на блок управления кузовным оборудованием (BCM))
1. Задействуйте переключатель стеклоочистителя и убедитесь, что условие работы стеклоочистителя соответствует значению PID "F_WIP" блока управления кузовным оборудованием (BCM) по данным таблицы условий работы стеклоочистителя.

Проверка компонентов со стороны выходного сигнала (от модуля управления кузовным оборудованием (BCM) до электродвигателя стеклоочистителя)
1. Убедитесь, что стеклоочистители работают правильно, активируя элемент PID имитации сигнала запроса блока управления кузовным оборудованием (BCM) «F_WIP_REQ» (привод стеклоочистителя ветрового стекла) и «R_WIP_REQ» (привод заднего стеклоочистителя) при выключенных переключателях стеклоочистителей.

Функция самопроверки
• Если выполняется функция самотестирования, каждый модуль выполняет диагностику системы. При обнаружении неисправности соответствующий DTC сохраняется

• Проверка текущей неисправности и проверка после ремонта может быть облегчена путем выполнения функции самотестирования

Быстрая проверка
• Когда реализована быстрая проверка, CMDTC, записанные во всех модулях, могут быть считаны одновременно, независимо от прошлых/текущих неисправностей

Самопроверка по запросу (On-demand self-test)
• Когда выполняется самотестирование по требованию оператора (диагноста), могут быть считаны текущие неисправности выбранного модуля 

• Существует два типа самопроверки ODDTC:
 KOEO (зажигание включено, двигатель выключен) самопроверка при включенном зажигании и остановленном двигателе, и KOER (зажигание включено, двигатель работает) самопроверка на холостом ходу и при остановленном автомобиле
• Коды DTC, которые могут быть считаны при самопроверке по запросу, не сохраняются в модуле, но с помощью M-MDS коды CMDTC считываются автоматически после считывания кодов ODDTC, и отображаются оба результата

Тестовый режим бортовой диагностики (OBD)
• Система бортовой диагностики обнаруживает неисправность в системе очистки отработавших газов и утечку паров топлива и записывает содержание этой неисправности

• Диагностика, связанная с системой OBD, может быть облегчена с помощью тестового режима OBD

Режим 1: Проверка готовности бортовой системы
• В режиме 1 можно проверить состояние завершения PID/монитора данных, относящегося к системе очистки отработавших газов, и соответствующих системных мониторов

• Системный монитор проверяет, нормально ли работают такие рабочие условия, как пропуски воспламенения, топливо, CCM, катализатор, испаряющийся газ, датчик кислорода HO2S и нагреватель датчика кислорода HO2S

Режим 2: Данные стоп-кадра
• Режим 2 считывает данные стоп-кадра

• M-MDS автоматически отображает данные стоп-кадра при отображении CMDTC

Режим 3: Система очистки выхлопных газов, связанная с CMDTC
• Режим 3 считывает CMDTC, относящиеся к системе очистки выхлопных газов

• При выполнении быстрой проверки M-MDS автоматически считывает CMDTC, относящиеся к системе очистки выхлопных газов

Режим 4: Удаление/сброс информации о неисправности, связанной с системой очистки отработавших газов
• Режим 4 удаляет/сбрасывает информацию (такую как CMDTC, ожидающий код и данные стоп-кадра), относящуюся к системе очистки выхлопных газов

• Когда коды DTC удаляются, M-MDS автоматически удаляет/сбрасывает информацию, относящуюся к системе очистки отработавших газов

Режим 5: Тест монитора HO2S
• Режим 5 считывает результаты проверки датчика HO2S

• M-MDS его не поддерживает, поскольку он заменяет режим 6

Режим 6: Диагностический контрольный тест
• Режим 6 считывает результаты (количество пропусков зажигания в каждом цилиндре) каждого теста системного монитора

Режим 7: Неподтвержденный код
• Режим 7 считывает коды ожидающие подтверждения 

• Когда выполняется самотестирование, M-MDS автоматически считывает неподтвержденные коды

Режим 8: Тест принудительной проверки привода
• Режим 8 выполняет принудительную активацию привода

• M-MDS используется только для принудительного приведения в действие клапана для связи с атмосферой угольного адсорбера для проверки утечки паров топлива из системы

Режим 9: Считывание информации об автомобиле
• Режим 9 считывает такую информацию, как идентификационный номер автомобиля и идентификационный номер калибровки

Диагностика локальной сети контроллеров
• Была принята система локальной сети контроллеров (CAN), которая выполняет передачу/прием сигналов нескольких модулей
• В автомобиле имеется несколько шин CAN, информация по которым передается через блок управления кузовным оборудованием (BCM)

* : Различается в зависимости от доступности каждого модуля в зависимости от спецификации.

Диагностика родительского/дочернего модулей
• Каждая шина CAN состоит из родительского модуля, интегрирующего несколько модулей, и дочерних модулей

• Когда дочерний модуль обнаруживает неисправность, он отправляет информацию о неисправности в родительский модуль по каналу связи CAN, и родительский модуль выводит через интерфейс DTC в соответствии с содержанием неисправности

Примечание
• Коды DTC не поддерживаются, но, поскольку у регистратора данных также есть дочерние модули, которые он поддерживает, проверяются коды DTC даже с дочерними модулями, если используется функция PID/монитора данных или функция имитации

• Отношения между родительским и дочерним модулями для каждой шины CAN следующие*:

Родительские модули

 

Модуль управления кузовом (BCM)

Модуль управления автомобилем (Vehicle Control Module (VCM))

РСМ

ТСМ

Дочерние модули

 

Electrical supply unit (ESU)

Rear side radar sensor

NOx sensor

Shift panel (indicator)

Door-electrical supply unit

Front radar sensor

PM sensor

LF control unit

Parking assist unit (ultrasonic)

Light control module

Driver monitoring camera unit

Instrument cluster

360° view monitor control module

Active driving display

Parking assist unit (optical)

Steering angle sensor

Forward sensing camera (FSC)

Front side radar sensor


* : Различается в зависимости от доступности каждого модуля и спецификации автомобиля.